taiyou-kai
АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН
Ёситомо Нара: девочка против
Татьяна Романов а
29.04.2025
Художник Ёситомо Нара – один из трех представителей японской современной культуры, вошедший в список 100 влиятельных людей 2025 года по версии журнала TIME.
Девочка с мнением
Впервые я увидела его знаменитую «большеголовую» девочку на постере в баре Asylum, который можно найти, когда знаешь, где искать. Я еще подумала, что это какая-то выставка детского рисунка, настолько пропорции девочки были далеки от реальности. Но если приглядеться, то эта девочка очень серьезно смотрит на нас. Ее широко расставленные глаза и большой лоб напомнили мне французского бульдога, который хоть и мал размером, но суров. Девочка как будто все поняла и более не намерена слушать сказки взрослых.
Ёситомо Нара (奈良 美智) — ярчайший представитель современного японского искусства. Он работает в стиле Superflat, который был основан его же соотечественником Такаси Мураками.
Слово «плоский» в названии стиля Superflat имеет двойное значение. Это не только о не трёхмерном способе изображения в традиционной японской живописи, но и прямая отсылка к поверхностной культуре потребления. Superflat размыл границы между изящным и коммерческим искусством, работы в этом стиле варьируют от традиционной живописи и скульптуры до цифрового искусства, графического дизайна, моды и кино.
Пример тому коллаборация Yoshitomo Nara × Stella McCartney.

Фото: Татьяна Романова. Бар Asylum в Хиросаки. Можно разглядеть несколько рисунков, сделанных художником.
Наивный стиль Ёситомо Нары призван «докричаться» до нас о сложных и противоречивых детских эмоциях и страхах.
«Его дети, как правило, показаны в настроении сопротивления и бунтарства или иногда в более спокойном или созерцательном состоянии».
Почему же художник «кричит» от имени детей? Не будет оригинальным сказать, что все мы родом из детства, которое многое может объяснить?
Родился Ёситомо Нара в 1959 году, на окраине городка Хиросаки (преф. Аомори) третьим сыном постоянно работающих родителей. Братья были намного старше его и, по сути, он был предоставлен сам себе.
«Я был одинок, а музыка и животные были утешением. Я мог лучше общаться с животными, без слов, чем общаться вербально с людьми».
Его отец и дед были синтоистскими священниками, что не могло не привить внимание мальчика к природе, как духовно наполненному понятию. Таким образом, одиночество, природа и позднее рок- и панк-музыка могут быть названы «тремя китами», на коих со временем взрос уникальный стиль Ёситомо Нара.
Американская поп-культура со своими комиксами, мультфильмами и виниловыми пластинками в 70-е годы буквально затопили собой переродившуюся после большой войны Японию. Ранние годы Ёситомо Нара провел, слушая Far East Network, радиостанцию для военных баз США.
«Меня интересует как опыт отдельного человека, так и более широкий политический спектр, в котором существует человечество».
Город Хиросаки, как во времена юности Ёситомо Нара, так и сейчас в связи с «сибирским» климатом и такой же удалённостью от центров культуры и портов в остальной мир, побуждает жителей развлекать самих себя в закрытых помещениях. Покупая винил по почте, Ёситомо Нара и друзья коммерциализировали свое увлечение, открыв небольшое кафе, где проявили себя в роли ди-джеев. Именно виниловые пластинки напитали будущего творца пониманием важности визуальной культуры музыки.
«Там, где я рос, не было музея, поэтому мое знакомство с искусством происходило через обложки альбомов».
В студенческие годы, которые пришлись на разгар войны во Вьетнаме, Ёситомо Нара, участвовавший в студенческих движениях той эпохи, продолжал интересоваться проблемами окружающей среды и идеей пацифизма.
«Упор культуры хиппи на сообщество также нашел во мне отклик, и я почувствовал, что музыкальная сцена обладает силой вдохновлять на перемены. И я верю, что визуальное искусство также обладает этой силой».

Фото: Yoshitomo Nara Paints What He Hears - The New York Times
Понурая собака с доброй улыбкой
Второго августа прошлого года, уже рутинно прибыв в Хиросаки ради вечернего действа Хиросаки Нэпута, я обходила городок привычным маршрутом, но летом всегда требуется корректировка с целью физического охлаждения тела. На этот раз я завернула в Hirosaki Museum of Contemporary Art. На входе всех встречает гигантский пес на разъезжающихся лапах – «A to Z Memorial Dog». У меня он вызывает щемящую жалость, такую, что хочется забрать его домой, даже не смотря на размеры (кажется метра три высотой статуя). Такую эмоцию создавал Ёситомо Нара?

Фото:Татьяна Романова
«В своей работе я постоянно использую собственный опыт прошлого как фильтр, чтобы исследовать, кто я сейчас и осмыслить мир. Я рассматриваю детство как время, когда создается личность, и пытаюсь отразить эту чувствительность в своей работе. Этот менталитет дает мне чувство свободы, без которого мне было бы трудно создавать работы, которые кажутся подлинными. Он позволяет мне мыслить с детской открытостью в сложном обществе».
Собака, но восьмиметровая, имеется и в The Aomori Prefectural Museum of Art наряду с порядка 170 других работ Нара, но «Aomori Dog» – это негласный символ музея. Кто бы не посетил его, обязательно поделится в соцсетях фотографией собаки – с собой или без.
Метаморфозы стиля
В ранние девяностые работы Ёситомо Нара были максимально «детскими», двухмерными, большеглазыми, под явным влиянием традиционной парадигмы «каваий – ковай». Были и собаки необычных пропорций с числом ног, как созданные «другом нашего времени» ИИ.
С середины девяностых девочка постепенно свирепеет и к концу десятилетия уже панкует.


Nobody’s Fool, “In the Floating World” (1998)
Фото: YOSHITOMO NARA The Works
Название «Nobody's Fool» было дано первой крупной выставке Ёситомо Нары в Нью-Йорке и было оммажем альбому Мемфиса Дэна Пенна (1973).
На картине изображена дерзкая девочка-панк с очень красноречивым взглядом, пучком волос по моде периода Эдо и лозунгом «No Nukes» (Нет ядерному оружию!) на ее гребне. Такая эклектика стирает границы между прошлым и настоящим, инфантильным и решительным. Таким путем далее и пойдет Ёситомо Нара.
Годом позже появляются скульптуры собак – прототипы своих знаменитых гигантских потомков.

No Nukes!, “In the Floating World” (1999)
«Нет ничего страшнее закрытой двери»? (А. Хичкок) А как насчет аккуратной девочки с тяжёлым взглядом и чем-то в руке за спиной?

Knife Behind Back (2000)
Фото: YOSHITOMO NARA The Works
Это - знаменитая Рамона, так названная в честь американской панк группы Ramones. С этого момента дети становятся более мультяшными и кавайными, тем самым обостряя посыл их протеста взрослому миру. Дети готовы к действиям.
Значение гигантской скульптуры собаки - A to Z Memorial Dog (2006) – многогранно и интерпретируется разными критиками то как отсыл к буддийской медитации (закрытые глаза и умиротворённое «лицо»), то как отсылка к мифологии (белый цвет существ «того» мира), то как символ синтоистской чистоты. Более понятно становится, когда стоишь у «подножия» собаки и смотришь вверх, что проходит каждый ребенок, стоя перед гигантскими взрослыми.
В 2008 году Ёситомо Нара выпустил «Одинокого щенка» — историю о собаке-великане, которая находит себе компаньона в лице маленькой девочки. И хотя это детская книга, но автор в ней показывает собственные эмоции: грусть, одиночество, счастье — это презентация мира детей большим взрослым.
С середины 2000 художник начинает уделять особое внимание глазам. Они теперь не только выражают внешнюю эмоцию формой, но и отражают состояние души своей мягкостью и красотой. Midnight Tears (2013) - наверное моя самая любимая его работа. Отражает мою, плачущую в тихой ночи, душу.

Midnight Tears (2013)
Фото: YOSHITOMO NARA The Works
«Раньше я рисовал глаза слишком небрежно. Скажем, чтобы выразить гнев, я просто рисовал треугольные глаза. Я рисовал явно злые глаза, проецировав свой гнев, и каким-то образом высвобождал свои сдерживаемые эмоции. Однако около десяти лет назад я стал больше интересоваться выражением сложных чувств более сложным способом» - говорил Еситомо Нара в 2013.
Антивоенная тема проходит красной чертой через все годы творчества.

Wish for World Peace (2022)
Фото: YOSHITOMO NARA The Works
В профиле социальных сетей у Ёситомо Нара написано: NO WAR! NO NUKES! LOVE & PEACE!
Если бы у меня был шанс задать вопрос Ёситомо Нара, я бы спросила: кто она, эта девочка?
Тем, кто в Лондоне: Hayward Gallery London (06.10 – 08.31).