top of page

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН 

В мире грёз Миядзаки

Он спрятан в зелени, у него нет яркой вывески, и здесь нельзя фотографировать. Но шагнув внутрь, ты оказываешься в мире, где оживают Тоторо, ведьмы и роботы. Музей Гибли — не обычный музей. Это портал в мир, где продолжается магия Миядзаки.

 

 

Впервые я соприкоснулась с творчеством Миядзаки на одном из уроков японского в инязе. Сэнсэй принес в класс видеокассету “Мой сосед Тоторо”, и мы изучали таким образом разговорный японский. Да какое там! Мы просто тащились от нарисованного заколдованного мира. Этот мир был не похож на наш и одновременно был таким родным. Я помню, сэнсэй нам представил аниматора как “второго Уолта Диснея”, и только потом я узнала, что самому Миядзаки Хаяо не по душе подобное сравнение. И ведь действительно несмотря на то, что оба - великие и талантливые создатели и продюсеры, у них абсолютно разное видение мира. Если Дисней ориентировал свое творчество больше на детей, и у его сказок есть четкая грань, где добро всегда в конце побеждает зло, где история всегда прямолинейна, то мультфильмы Миядзаки покоряют сердца как детей, так и взрослых, его персонажи даже если и являются какими-нибудь злодеями или монстрами, они зачастую обладают хорошими намерениями и даже благородными поступками. Сюжетные линии Гибли всегда многослойны, а концовка чаще всего открыта для интерпретации каждого из нас.

 

 

Фото: Ирина Хига

Потом были “Ведьмина служба доставки” или “Служба доставки Кики”, как этот мульт называют в англоязычном мире”, и “Небесный замок Лапута”, и “Принцесса Мононоке”..., и я стала “гиблианкой”. Моя мечта была собрать всю коллекцию гениального аниматора, но в Москве в то время продукцию Гибли было очень сложно найти, а на стажировке в Японии я поняла, что это безумно дорого. И это неудивительно, ведь, например, в отличие от Дисней и Пиксар студий, где фильмы создаются с помощью CGI (3D-графики), студия Гибли остаётся верна традиционной 2D-анимации. Каждая сцена рисуется вручную, кадр за кадром, что требует не только огромного количества времени, но и значительных финансовых затрат. Например, в “Унесённых призраками” насчитывают до 144,000 нарисованных кадров. Подробную раскадровку можно увидеть и в музее Гибли в городе Митака (Токио), куда я впервые попала почти сразу же после его открытия, в начале 2000-х. И тогда, и сейчас, спустя почти 24 года, это очень популярное место в первую очередь среди фанатов, поэтому билеты раскупаются почти мгновенно.

 

 

Архитектура музея — калейдоскоп стилей,
в котором оживают мечты.

Музей был спроектирован самим Миядзаки по его авторским эскизам и задуман как "живой организм", как будто он растет и меняется вместе со временем. Здание музея построено в эклектичном стиле и объединяет элементы из разных культур и эпох. Здесь можно увидеть и европейские архитектурные мотивы с округлыми формами и разноцветными витражами, и дорожки из брусчатки со мхом из средневековых деревушек Прованса, и вплетенные в здание растения, похожие на английские “дикие сады”. Одновременно с этим прослеживается и японская линия из замков и чайных домиков, где Миядзаки играя с пространством, продумал низкие дверные проемы, крошечные дверцы и скрытые проходы, которые заставляют нагибаться посетителей и искать неожиданные пути. Здесь есть переходы, балконы и галереи, позволяющие гулять между зданием и открытым пространством музея, напоминающими японские деревянные террасы “энгава” (縁側), которые соединяют внутреннее жилое пространство с улицей.

 

 

Фото: Ирина Хига. Вверху - 24 года назад. Внизу - сейчас.

Из особенностей можно еще выделить, что у музея нет огромной вывески - музей как будто спрятан в лесу затем, чтобы его "открывали" сами посетители. У входа в музей нас встречает Тоторо. Он восседает в бутафорской билетной кассе, на которой всегда написано “открыто”. В Японии многие здания имеют "хранителя" у входа. Например, в храмах это статуи львов-сикоми или лисиц-кицунэ. В Гибли-музее эту роль выполняет Тоторо! Пожалуй, ему дали эту функцию как самому узнаваемому персонажу из всех сказочных историй Гибли! Кстати, интересный факт: Тоторо - на самом деле это "то-рó-ру” от слова “тролль". Имя появилось из-за того, что маленькая героиня Мэй неправильно произнесла слово "тролль". Но как же прекрасно это слово! Оно звучит и громко, и добродушно! Теперь это слово стало нарицательным, и его часто используют как синоним чего-то уютного, волшебного и ностальгического. Так еще называют крупных людей с мягким характером, что-то типа “добрый косолапый мишка”.

 

Билетная касса "всегда открыта", а в ней сидит
Тоторо —на страже уюта.

Фото:Татьяна Романова

 

Концепция музея в том, что здесь почти нет указателей или какого-то определенного маршрута, как в традиционных музеях. Идея в том, что посетители, попав в этот загадочный мир, должны исследовать музей самостоятельно, как персонажи из сказок Гибли. Сейчас, к сожалению, при огромном наплыве гостей, у каждой комнаты стоят таблички “вход” и “выход”, что, на мой взгляд, может, и не создает хаос, но утрачивает главную суть задумки музея, не так ли?

 

Фото: Ирина Хига

На первом этаже расположены мини-кинотеатр “Сатурн”, где эксклюзивно демонстрируются короткометражные фильмы, недоступные для просмотра в других местах, и комната, где “оживают рисунки”. Это, пожалуй, самая уникальная комната с различными мультипликационными механизмами и проекторами. Здесь можно увидеть фантастическую механическую конструкцию - зоотроп “прыгающих Тоторо”, где на платформе расположены различные фигурки Тоторо и других персонажей в различных позах, и когда диск вращается, а мигающий с определенной скоростью свет подсвечивает каждую фигурку в нужный момент, то глаза начинают ловить плавное движение, и кажется, что фигурки реально прыгают, машут лапками и двигаются. И это все достигнуто без анимации и других цифровых эффектов!

Фото: Ирина Хига

На втором этаже находится мастерская аниматора с библиотекой, где на всех стенах наброски и зарисовки из сцен анимации, картинки из журналов и открытки с пейзажами городов и природы. Даже сова из легендарного “Ёжика в тумане” тоже горделиво висит на стене среди нарисованных вручную эскизов. Да! Миядзаки называл Юрия Норштейна “богом анимации” и говорил, что “Ёжик в тумане” - одна из главных работ, которые его вдохновляли. На столах тоже лежат стопки бумаг, скетчи, незаконченные работы, карандаши, краски и даже окурки в пепельницах и чашка с чаем, как будто аниматор только что вышел из комнаты и вот-вот вернется. Этакий “рабочий беспорядок”.

Наверху среди зелени застыл робот из “Лапуты” —
как память о давно исчезнувшем мире.

Фото: Татьяна Романова

Третий этаж выделен для самых маленьких. В одной из комнат стоит огромный мягкий котобус, в котором дети с восторгом резвятся и играют. Рядом - комната-читальня с книгами, которые можно взять в руки и полистать. Здесь же находится и сувенирная лавка. Кстати, внутри музея фотографировать нельзя, но вот открытки с интерьером музея в этой лавке приобрести можно. С этого же уровня можно по винтовой лестнице подняться на крышу с садом, где стоит гигантская статуя робота из “Небесного замка Лапута”, выполненная в стиле стимпанка, и каменная плита с надписями на древнем языке замка. Текст выглядит в виде магического заклинания, что вместе с роботом создает атмосферу заброшенной древней технологии, сросшейся с природой.

Музей задуман как опыт, а не экскурсия —
чтобы чувствовать, а не просто смотреть.

Вся эта магия и сказочная атмосфера в каждом уголке музея, в каждой его детали заставляет забыть, что ты находишься в обычном мире. Здесь только тёплый свет, дерево, металл и стекло, как в фильмах Гибли, где все нарисовано вручную. Ты идёшь по винтовым лестницам, заглядываешь в крошечные дверцы, чувствуешь мягкий свет, пробивающийся через витражные окна, и всё это превращает прогулку по музею в маленькое путешествие. Мне кажется, что именно этого и добивался Хаяо Миядзаки, создавая это пространство. Он не хотел, чтобы музей был просто выставочным залом, где люди механически осматривают экспонаты. Он задумал его как живое место, где можно заблудиться, открыть что-то новое и почувствовать себя ребенком, попавшим в мир сказки. Уходя из музея, мы оглянулись ещё раз - Тоторо по-прежнему "сидел" в своей кассе, охраняя вход в этот волшебный мир. И мне показалось, что он немного подмигнул мне, напоминая, что в сказку можно вернуться в любой момент – стоит лишь сохранить ее внутри себя.

Фото: Ирина Хига

© TaiyouKai / 太陽海, 2004-2025. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

bottom of page